DUSK: $

Пока Илон Маск все никак не может долететь до Марса, игра Million on Mars уже предлагает поучаствовать в распиле и массовом освоении территорий Красной планеты. Как типичный представитель экономических симуляторов проект предлагает незатейливый, но залипательный геймплей со строительством, торговлей, апгрейдом и возможностью конвертировать все, что наворотил в игре, в реальные деньги.

Разработчикам не нравится концепция Pay-to-Earn (плати, чтобы зарабатывать) из-за глубоких проблем со стабильностью экономики таких проектов. В Million on Mars предлагают иной подход – Play&Own. Никаких быстрых и легких заработков, бешеного хайпа, пампов и дампов. Вместо этого предлагается получить удовольствие от довольно приятной игры с попутным предоставлением права собственности на все игровое имущество через NFT.

Да, последнее можно продать и подзаработать, но это не самоцель. Разработчики стараются стимулировать пользователей реинвестировать доходы в игровое имущество, а не ломать экономику игры высасыванием из нее всех соков для легкого обогащения.

Среди ключевых участников команды проекта есть опытные продакт-менеджеры, технические специалисты, а главное – гейм-дизайнеры. Последние нередко отсутствуют среди основателей раскрученных Web3-игр, что явно и плохо сказывается не геймплее.

Перед релизом NFT-игры в сентябре 2021-го они выпустили симулятор Million on Mars: Space to Venture – почти то же самое, но без NFT и за 360 рублей в Steam. Токеномику прикрутили чуть позже, и представили Web3-игру на блокчейне Wax в ноябре 2021 года. К моменту написания статьи добавили еще одну сеть – Solana.

Содержание

Основные элементы игры

Пролетарии и буржуа

Для игроков предусмотрены две роли: рабочие и лендлорды. Первыми становятся все, кто приобрел пропуск в игру, а чтобы стать вторыми, придется дополнительно купить хотя бы один виртуальный участок на Марсе.

У рабочих геймплей несколько ограниченный, но достаточно насыщенный. Они могут:

  • собирать на планете мусор и таким путем добывать ресурсы на продажу;
  • выполнять контракты лендлордов;
  • осваивать профессии для выполнения контрактов, получая опыт и приобретая в аренду учебные центры у владельцев земли;
  • торговать на внутриигровом маркетплейсе.

Роль этакого батрака – хороший способ познакомиться с игрой и понять, интересна ли она вам. Кроме того, она позволяет заработать токены для перехода в статус лендлорда.

Земли

Игрок может приобрести 40 акров земли на виртуальном Марсе. Это богатство открывает доступ к строительству и крафту, что является основной частью геймплея. Оно же является обязательным условием вывода игровых токенов. То есть без приобретения земли можно Play хоть и со значительными ограничениями, но Earn не получится. Хорошая новость в том, что купить участок можно на внутреннем маркетплейсе игры за токены, заработанные в Million on Mars, то есть тратить реальные деньги на это не обязательно.

Участки различаются по двум критериям: редкость и поколение. Оба влияют на вместимость, то есть на количество зданий, которые удастся втиснуть на своем наделе. Если с редкостью все ясно: чем она выше, тем больше емкость земли, то что это за поколения? Их два, а суть тут в том, что разработчики не выпускают в продажу не все участки сразу, а постепенно и небольшими пачками. При этом первый такой пакет земель имел одни характеристики, а во втором их скорректировали. Для разделения участков с разными параметрами их причислили к двум поколениям. Первое из них выгодно отличается от второго емкостью, причем примерно в 1,5-2 раза. Например, вместимость участка категории Common первого поколения равна 100, второго поколения – всего 50.

Территории продают в виде документов на землю (Land Deeds), которые потом можно использовать для минта готовых участков. В первом случае у игрока есть возможность самостоятельно выбрать на карте Марса свободную плитку для своего надела. Все участки уникальны, соответствуют реальным координатам и ландшафту Красной планеты согласно цифровым картам проекта HiRise Университета Аризоны.

Приобрести документы на землю, паки с Land Deeds и чертежами зданий, а также земельные участки с застройкой и без можно на внутреннем маркетплейсе игры, NeftyBlocks, AtomicHub, OpenSea, Rarible.

Ресурсы, продукты и инструменты

Строительство, апгрейд, добыча, производство ценных продуктов – все это требует использования ресурсов и инструментов. Часть из них можно получить за определенные действия или создать, остальные придется покупать на внутреннем маркетплейсе или внешних платформах в форме NFT.

Так, инструменты можно приобрести на игровом рынке в запечатанном виде. Они различаются по назначению, а при распаковке запечатанных инструментов пользователь получает набор со случайным показателем редкости. Последняя представлена шестью категориями от новичка до ремесленника. От уровня редкости зависит количество инструментов в наборе.

Что касается ресурсов, то добывать, делать и продавать можно воду, почву, металл, заряженные батарейки, еду, даже кофе и ликер и еще кучу всего. Источником большей части этих богатств являются здания, где можно запускать процессы изготовления материалов и оборудования по рецептам, если есть необходимые исходные компоненты. Ключевым аспектом геймплея Million on Mars является выработка стратегии производства ресурсов или готовых продуктов на продажу с наилучшим ROI – окупаемостью инвестиций.

Здания и чертежи

Для застройки участка помимо ресурсов нужны чертежи зданий (blueprints), а построек в игре много. Основные объекты: солнечные панели для добычи электроэнергии, водяные фильтры, теплицы. Можно возводить фабрики и особые здания, вроде библиотеки, пиратской радиостанции или галереи.

Что можно делать со зданиями:

  • выполнять задачи тем самым запускать создание тех или иных ресурсов и продуктов по рецептам на выбор;
  • выставлять контракты для рабочих – других игроков, что позволяет ускорять и увеличивать объемы производства;
  • сдавать в аренду другим пользователям по произвольной цене;
  • апгрейдить, используя для этого осколки, полученные от демонтажа собственных зданий или купленные на маркетплейсе у других игроков.

Все постройки различаются по назначению и еще нескольким критериям:

  • редкость – шесть градаций от обычной (Common) до мифической (Mythic). Зависит от чертежа и влияет на размер здания, количество слотов задач, скорость выполнения операций, перечень доступных рецептов, то есть список предметов, которые можно произвести в постройке;
  • поколение. Принцип здесь такой же, как и с двумя поколениями участков, то есть первые версии зданий имели лучшие параметры, но позднее характеристики некоторых построек скорректировали. Поколение постройки определяет чертеж, а влияет оно на размер строений;
  • размеры – сколько единиц площади участка придется отдать под постройку объекта. Чем выше категория редкости, тем больше места займет строение. Постройки первого поколения занимают заметно меньше пространства, чем здания, возведенные по чертежам второго и третьего поколений;
  • количество слотов задач, то есть число операций, которые можно выполнять в здании одновременно. На задания уходит много часов, потому количество слотов серьезно сказывается на производстве ценных ресурсов и продуктов, которые удается выпустить за день;
  • уровень с максимальным значением, зависящим от редкости объекта. Здания категории Common можно прокачать до 10 уровня, а мифическую постройку только до пятого, хотя и с пятым левелом она будет лучше, чем обычная «десятка». Наращивание уровня позволяет увеличить количество слотов задач, скорость их выполнения, расширить список доступных рецептов для производства

Итак, чтобы возвести строение, нужны чертежи, а их основным источников служат паки. Так, приобретая набор Land Pack, игрок вместе с купчей на землю получает пять обычных чертежей. Если участок не нужен, можно взять Building Blueprint Pack нем тоже пять чертежей, но случайной редкости. Имеются и другие наборы, в том числе с возможностью взять пак с чертежами конкретного объекта.

Есть еще одна опция – создавать чертежи самостоятельно. Для этого понадобятся определенные здания, ресурсы и токены минта (Minting Token), их состав и количество зависят от типа объекта. Ассортимент зданий, для которых можно скрафтить чертежи, ограничен, но его обещают увеличить.

Наконец, еще один источник построек – артефакты. Это особые объекты мифической редкости и сразу улучшенные до пятого уровня, у них повышенная скорость производства, и доступны сразу все рецепты. Все артефакты уникальны и представляют собой NFT, готовые к продаже, если игрок не хочет использовать их сам на своей земле. Еще одна особенность – у артефакта есть хранилище, а в нем 15 тыс. внутриигровых токенов Dust. Игрок может получать их по 150 монет ежедневно до исчерпания общего лимита.

Чтобы получить такую редкость, надо просто активно играть – собирать мусор, добывать полезные ископаемые, исследовать планету с помощью марсоходов и т.д. В награду за усердие игроки иногда получают осколки артефактов. Нужно собрать 100 штук таких кусочков, чтобы стать обладателем особого здания.

Выносливость

Большинство значимых действий в игре требуют расходования выносливости (Stamina). Сбор мусора, выполнение задач в постройках и производство любых ценностей, добыча полезных ископаемых – все это сжигает ограниченный запас сил. Восполнить потраченную энергию помогут еда, кофе, рационы и другие съедобные продукты. Каждый день игрок получает один рацион, чтобы восстановить силы. Остальное придется либо покупать на местном фермерском рынке, либо производить.

Поскольку выносливость являет собой весьма ограниченный и недешевый ресурс, а все действия в зданиях расходуют ее, лендлордам собственной энергии не хватает. Постоянно и в больших количествах восполнять ее едой не слишком выгодно. Проблему решают гастарбайтеры, то есть местные рабочие. Владелец земли выставляет в постройках контракты на требуемые работы с условиями по оплате и уровню владения профессией.

Блестки, сумерки, другие валюты и NFT в игре

Основной игровой токен – Dusk (сумерки). Его мы зарабатываем, тратим на большую часть марсианских покупок, а также копим и выводим в надежде остаться в фиатном профите. По традиции GameFi-проектов, предусмотрена вторая монета – Glitter (блестки). Это токен управления, для которого запланирована значительная роль в игре и заработке.

Разработчикам оказалось недостаточно двух монет, и они накидали еще парочку. Cantina – валюта для определенных сделок на маркете и выполнения заданий в рамках одноименной миссии. Еще одну особую монету Bazaar ввели для торговли осколками. Теми, которые нужны для апгрейда зданий.

Для охотников за NFT тоже есть дополнительные поводы потратить деньги. Founders Token (Токен Основателей) – лимитированный выпуск NFT в количестве 991 штук. Монета дает владельцам право в течение ограниченного периода регулярно получать Glitter и еще дисконт на комиссии при выводе Dusk из игры и совершении торговых операций.

Наконец, последним на момент написания статьи новшеством стали NFT Martizens. Это токены персонажей с уникальным набором заданных характеристик, связанных с профессией, опытом, уровнем выносливости. Они также дают право на участие в раздаче Dusk, а позднее и Glitter. Для этих токенов тоже предусмотрено деление по уровню редкости. Martizens уже во всю продают, но еще не в полной мере внедрили в игровой процесс, хотя очевидно, что им собираются присвоить большую роль в Million on Mars.

Как начать играть?

Читатели, не готовые вкладывать в игру ни цента, могут отправляться искать другие проекты уже на этом этапе: зайти в Million on Mars полностью бесплатно не получится. В режиме Free-to-Play не дадут даже зайти в клиент в ознакомительном режиме.

Для старта марсианской миссии отправляйтесь на официальный сайт проекта. Тут надо пройти регистрацию с указанием никнейма, email и пароля, или можно воспользоваться аккаунтом Google.

Далее пользователю предлагают привязать кошельки Wax и Solana.

Тут наступает время первой покупки – Access Badge (Значок доступа). Это NFT, открывающий путь в игру в статусе батрака, то есть рабочего и сборщика мусора.

На случай, если среди читателей есть новички, обратите внимание, что все перечисленные ниже покупки надо делать с использованием того же кошелька, который привязан к аккаунту в Million on Mars.

Совершить покупку можно прямо на сайте за 0,4 Sol – порядка $15. Не самое выгодное предложение. Например, на AtomicHub можно купить Land Rush Player Access Pack за 16-20 WAX, а это в районе $2.

У пользователей, которые уверены в намерении обзавестись марсианской земелькой, есть возможность шикануть и сразу взять Premium Access Pack. В таком комплекте есть и пропуск в игру, и права на один участок категории Common, и комплект базовых чертежей. Это удовольствие обойдется в $20-30 в зависимости от площадки. В частности, за двадцатку можно купить пак на NeftyBlocks.

После входа в игру с простым значком докупить премиальный пак уже не получится. Но обзавестись землей это точно не помешает. Можно отдельно купить:

  • право на один участок. На AtomicHub таких куча по $12,5 в эквиваленте за Common. Можно найти права на участки с редкостью Rare за $70-90, таких немного, но упорный пользователь сможет поймать выгодное предложение;
  • готовый надел. На той же площадке можно найти такой товар за $7-10 – снова Common. При покупке такого участка надо быть внимательным – он почти наверняка застроен и, возможно, не тем, что вы хотели бы возвести сами. Совсем пустая земелька стоит немного дороже;
  • паки с правами на землю. Тут имеются варианты. Можно взять Land Pack Gen2 с одним участком случайной редкости. Это встанет баксов в 40-50. Для оптовых покупателей есть Founders Land Pack – тут сразу 6 участков и 30 обычных чертежей. За это счастье придется отдать не меньше $400, если не отыщется более гуманный продавец. Если хорошо поискать, можно даже найти набор 1 Land Plot с землей первого поколения и комплектом чертежей, но удовольствие недешевое – продавец может запросить $100-150.

Заметьте, что земля без чертежей ценности не имеет – ее же надо застраивать. Потому покупка простого Access Badge за $2 и пустого участка за $10 еще не обеспечивает выгоду в $8 относительно Premium Access Pack. Но на эту разницу вполне можно купить все чертежи, входящие в комплекты, а если накинуть несколько долларов сверху, хватит и на блюпринты с редкостью Uncommon.

Итак, минимальные затраты на вход в игру — $2. Если хотим быстрый вход со всем спектром возможностей, тратим $20 на Premium Access Pack. Дотошные смогут накопать интересные предложения на маркетплейсах и собрать из них более выгодную солянку на те же $20-25. Пользователи, желающие распахнуть вход в игру с ноги и ворваться в марсианские будни с турецким all inclusive, запросто найдут повод уже на входе влить в Million on Mars и $500, и $1000.

Как получить землю без вложений?

Разработчики позволяют накопить на землю и приобрести участок на внутриигровом рынке. Купить пропуск за $2 все равно придется, но этим расходы и ограничатся. На земельку удастся наскрести сборкой мусора и калымом по контракту у лендлордов – за это вы получите токены Dusk.

Наделы категории «б/у» продают другие игроки, и разработчики периодически выкидывают на маркетплейс свежие NFT. Кроме того, если отыграть 30 дней и при этом копить выдаваемые ежедневно рационы, то в награду за терпение вам предоставят возможность взять участок за 250 Dusk. Еще есть лотерейка, позволяющая за 20 Dusk попытать удачу с шансом 1% отхватить кусок марсианских пустошей.

Что делать с правами на землю?

Тут требуется маленькая дополнительная инструкция. Допустим, вы урвали 1 Land Plot, что с этой радостью делать дальше?

Шаг первый. Откройте набор прямо на той площадке, где вы его купили. Из него выпадут NFT, которые отразятся на балансе криптокошелька, использованного для покупки.

Шаг второй. Зайдите в игру и проверьте инвентарь. Там должны появиться все имеющиеся на балансе кошелька права на участки в разделе «Wallet items». Находим карточку с участком и кликаем «Deposit».

После этого действия карта с наделом переберется в другой раздел инвентаря – «Resources».

Теперь надо перейти на карту планеты и найти себе свободное место для «примарсения». Красные плитки уже заняты, оранжевые свободны, а белая плитка – это та, которую вы прямо сейчас выбрали. Итак, кликните по понравившейся свободной плитке и кликните по кнопке «Claim Plot» в меню справа и выберите NFT с земельными правами. Далее останется только отметить сеть, в которой произойдет минт нового NFT с земельным участком – WAX или Solana.

На карте появится плитка зеленого цвета – ваша земля. При клике на нее в меню справа появится список построенных зданий и кнопка для добавления построек.


Как играть и зарабатывать?

Как зарабатывать пролетарию?

Суть игрового процесса сводится к тому, что рабочий может обменивать свои очки выносливости на Dusk, выполняя работы по заказу лендлордов. Другой вариант — так же обменять очки выносливости, а заодно и заряд энергии инструмента на добычу ресурсов при сборке мусора с тем, чтобы потом их продать.

Игровой процесс не вызовет затруднений, если разобраться в меню. Слева направо следуют кнопки и индикаторы:

  • глобальный обзор планеты;
  • земельные участки;
  • заказы для рабочих;
  • маркетплейс;
  • магазин;
  • инвентарь;
  • доступная энергия в аккумуляторных ячейках;
  • вода;
  • еда;
  • меню действий;
  • выносливость;
  • баланс токенов Dusk;
  • новости;
  • имя пользователя и кнопка и для перехода в меню профиля.


Сборка мусора

На карте с участками нажмите на кнопку с киркой и лопатой в левом нижнем углу. Затем выберите любую плитку, независимо от того, кому она принадлежит, и нажмите «Scavenge» внизу экрана.

Это действие будет стоить по одной единице выносливости и заряда инструмента. Взамен вы гарантировано получаете полезные ресурсы, а если повезет, и дополнительные ценные находки, например, батарейку (аккумуляторную ячейку). Еще игроку отсыпают опыт сбора мусора для прокачки навыка, и это важно, потому то ценность рандомных наград за труд менеджера по уборке прямо зависит от уровня скилла.

Все найденное богатство можно конвертировать в Dusk, выставив на продажу на маркетплейсе и подождав, пока это купят другие игроки. Есть и функция мгновенной продажи, но по заниженной цене.

Есть опция «Advanced Scavenging» для продвинутых марсианских дворников, вооруженных специальной нано-метлой. А если серьезно, то это дополнительный режим сборки мусора, позволяющий получить улучшенные награды за то же количество выносливости. Чтобы запустить продвинутую уборку, надо иметь в инвентаре соответствующий инструмент – «Scavenging Tool». Каждый запуск генеральной уборки «съедает» один инструмент.

Выполнение работ

Пройдите в список доступных «вакансий» – кнопка с изображением ладони в меню. Тут есть список доступных работ с требованиями к уровню навыка и размером вознаграждения в Dusk. Если активных заказов нет, можно подождать или разместить «резюме» — в разделе «Bids». Тут надо отметить желаемое вознаграждение в Dusk и количество выносливости, которое вы готовы потратить.

Рабочему выгодно выставлять как можно меньше выносливости за наибольшую цену, но, если желающих выполнить заказы достаточно много, или стоимость работы настолько завышена, что становится нерентабельной для заказчика, заявка останется без ответа. Чтобы увеличить спрос на свои услуги и доходы от подработок, надо прокачивать уровень владения профессией.

Повышения уровня развития скилла происходит при выполнении соответствующих работ. Если ждать такого естественного прироста не хочется, можно ускорить процесс двумя способами: арендовать у землевладельца Тренировочный зал (Training Hall) и повысить уровень там или купить Martizen NFT. Последние дают профессиональную специализацию.

Сколько можно заработать без участка?

Фиксированных цифр тут нет. Доход зависит от нескольких факторов. Для сборщика мусора это:

  • текущие цены на добываемые ресурсы;
  • стоимость еды на рынке;
  • случайность, сказывающаяся на результатах уборки и ценности «урожая»;
  • уровень развития навыка сборщика мусора.

Игроки ежедневно получают бесплатно один рацион, который дает 6-14 выносливости. Как только эта стамина кончится, игрок окажется перед выбором: ждать следующего халявного рациона или купить еду в магазинчике, подкрепиться и продолжить наводить порядок на Марсе. Разумеется, если у него хватит Dusk на еду.

Если разница между затратами на чипсы и колу ниже, чем доход уборки, восстанавливать выносливость можно столько, на сколько хватит терпения и времени. В ином случае, приобретать еду будет невыгодно, и придется ограничиться расходом ежедневной бесплатной стойкости: зашел в игру, подкрепился, потратил 5 минут на сбор мусора и выставление на продажу полученных наград, и свободен, ибо больше в игре делать нечего.

Разработчики приводят примерный расчет потенциальной прибыли от сбора мусора с учетом средних расценок на еду и ресурсы, а также прогноза на состав добычи от уборки.

Из этих подсчетов следует, что игрок, который поест трижды за день и полностью израсходует полученную выносливость заработает ~35 Dusk в сутки или 750 токенов за месяц. Кажется, что все не так уж плохо, до тех пор, пока мы не переведем это богатство в доллары, получив в районе $7,5. И это за месяц. А еще доходность нестабильна, и может снижаться прямо сейчас, особенно для новичков, потому что у «старых» игроков выше уровень прокачки профессии, и они активно насыщают рынок ресурсами.

Спрогнозировать доходность работы по контракту на лендлордов сложнее. Она зависит от:

  • уровня прокачки профессии;
  • количества работников и активных лендлордов, а также их соотношения;
  • текущей рентабельности разных производственных циклов, в рамках которых рабочие выполняют заказы;
  • активности игрока, того, как часто он проверяет наличие новых заказов, за какую плату соглашается отдавать свои очки выносливости.

Остаться в плюсе получится, хотя сказать, что выгоднее – сборка мусора или работа на лендлорда – однозначно нельзя. Большого дохода точно не будет.

Есть и хорошая новость – количества Dusk, которое удается заработать за месяц уборки и батрачества, должно хватить на один участок. И он точно понадобится, поскольку, как уже отмечалось выше, без него не удастся вывести из игры даже те несчастные $7 за месяц. Кроме того, возврат инвестиций в виде $2, которые пришлось отдать за пропуск в игру, тоже займет месяц.

Монеты Million on Mars доступны для обмена на двух DEX – Alcor и Raydium. Ликвидности на обеих платформах для Dusk не слишком много, и не всегда удается быстро завершить обмен.

Как зарабатывают землевладельцы?

Задача лендлорда – сформировать максимально эффективное производство. С учетом этих соображений он застраивает свои участки определенным зданиями, прокачивает их, регулярно выполняет определенные задачи для производства тех или иных ресурсов или продуктов, стараются ускорить некоторые процессы.

Производственные цепочки состоят из нескольких этапов, в которых задействованы разные здания, рецепты и ресурсы. Можно полностью реализовать их самостоятельно или сконцентрироваться на выпуске определенного продукта, а сырье для него закупать на рынке у других игроков. Для лучшего понимания процесса рассмотрим конкретный пример. Допустим, мы хотим наладить производство еды, чтобы подкрепляться и восстанавливать выносливость.

Для этого нам понадобится хотя бы одно здание – теплица. Предположим, что мы приобрели чертеж теплицы класса Epic. Что еще понадобиться, чтобы начать выращивать что-то съедобное, к примеру морковку?

А вот коротенький список:

  • семена;
  • заряженные батарейки;
  • вода;
  • почва.

Стоимость исходных ресурсов для одного цикла выращивания моркови – в районе 5 Dusk. В теплице класса Epic 12 слотов, что позволяет одновременно запустить сразу 12 циклов, а стоить это будет 60 Dusk.

Каждый цикл принесет в среднем 62 единицы еды, которые на рынке стоят в районе 8 Dusk. Прибыль – 3 Dusk. Поскольку циклов у нас 12, суммарный доход составит 36 Dusk. По времени это займет 12 часов, значит, за сутки можно выручить 72 Dusk. Правда, есть нюанс – на это может не хватить собственной выносливости и придется либо съедать свою же морковку, либо покупать еду на рынке, что сократит итоговую доходность.

Допустим, мы все-таки смогли стабильно получать 72 Dusk в сутки. За месяц выйдет 2160 Dusk, что ни много ни мало $21. И это еще не чистый доход, ведь нам надо еще отбить инвестиции. Допустим, мы пошли по пути упорного рабочего, который постепенно выращивает свою марсианскую империю с двух баксов в кармане на пропуск в красный эдем. Тогда тратиться на участок не придется. Деньгами. Времени уйдет месяц.

Еще нужен чертеж теплицы с редкостью Epic. Купить такой удастся долларов за шесть в эквиваленте. То есть, если не тратить свои кровные, на него придется работать еще месяц.

Допустим, мы не хотим ждать и работать, а сразу желаем прыгнуть в лендлорды. Тогда за пропуск, один участок и чертеж по расценкам, близким к минимальным, мы отдадим около $20. Следовательно, срок окупаемости составит месяц.
Отметим, что одна теплица не займет весь участок, и можно построить на нем что-нибудь еще. Например, фильтры для воды и солнечные панели. Это позволит наладить производство воды и энергии в заряженных аккумуляторных ячейках, то есть тех ресурсов, которые требуются для выращивания морковки. Так можно сократить расходы на ресурсы и увеличить прибыль от марсианского фермерства.

При наличии места на участках и чертежей игрок способен выстроить сложную производственную цепочку, которая будет вести от самых простых исходных ресурсов, как вода или энергия, до сложных продуктов и приборов с высокой себестоимостью, но также и большой ценой. Для этого не обязательно вкладывать много денег.

Можно начать с $2 и постепенно вырастить большой производственный комплекс, хотя без вложений прокачка до сколько-нибудь серьезной прибыли займет многие месяцы. И это притом, что дальнейшее развитие игры работает против вас, постепенно обесценивая дешевую продукцию и вынуждая снова и снова реинвестировать в апгрейд и строительство новых более дорогих зданий и покупку участков. Без этого не удается не только увеличить доход, но даже сохранять его на прежнем уровне.

Дополнительный доход лендлордов

У землевладельцев есть возможность сдавать здания в аренду. Это могут быть объекты, которые вы построили, но уже не нуждаетесь в них, или строения, которые не используются постоянно, например, тренировочный зал. Игра позволяет сдавать их в пользование другим игрокам. Владелец вправе самостоятельно назначать цену аренды за час или изготовленную единицу ресурсов.

Это могло бы быть привлекательным решением проблемы редко используемых построек, если бы не одно «Но»: для предоставления объектов в аренду на соответствующем участке должно быть возведено еще одно специальное здание — Printed Concrete Habitat.

Почему это плохо. Во-первых, придется покупать чертеж. Common будет стоить копейки, но все же. К тому же приобретать чертеж ниже уровня Legendary невыгодно. Дело в том, что Habitat категории Common «съест» 15 единиц площади участка, что немало. На Epic придется отдать 5 единиц ценного пространства. Зато Legendary и Mythic не займут ни единого квадратного сантиметра.

Правда, найти эту драгоценность в продаже проблематично. Возможно, оно и к лучшему – это сбережет нервы особо чутких игроков, ведь цена чертежей Epic Habitat составляет порядка $450. Сколько месяцев придется сдавать в аренду здания, чтобы вернуть эти инвестиции, страшно представить. Но легкой и быстрой выгоды тут точно не будет.

На этом радости марсианских рантье не заканчиваются. Habitat нуждается в обслуживании, без которого они со временем выходят из строя и уже не позволяют зарабатывать на аренде до исправления ситуации. Пользователю придется регулярно очищать воздух в этом здании. В Dusk эта процедура может обойтись в 70-120 токенов.

Другие источники дохода

Дорожная карта проекта включает введение стейкинга Glitter, а позднее и PVP-сражений, которые, вероятно, тоже будут приносить доход. Для вознаграждений за стейкинг, кстати, обещают зарезервировать 200 млн Glitter, а APY по самому выгодному плану составит 60%, по крайней мере, так указано в Whitepaper.

Некоторые игроки могут попытаться заработать на продаже участков, пустых и прокаченных, или чертежей, купленных в игре за добытые в ней же Dusk, на внешних площадках. Подобные маневры имеют мало смысла, если учесть, что почти все то же самое можно взять на внутриигровом рынке за игровую же валюту. Внутри игры все это тоже стоит немного относительно ваших собственных вложений в покупку чертежей и земли. Кроме того, зачем спекулировать товарами, которые могут приносить хоть и крошечный, но регулярный доход?

Здесь можно отметить, что разработчики в Whitepaper упоминают о грядущей возможности минта пользователями своих NFT для продажи другим игрокам. Будут ли это чертежи, земли или еще что-то, пока неясно, но еще и такой способ извлечения дохода обещают добавить со временем.

Токеномика проекта

Dusk выпускается в неограниченных количествах, что делает его неумолимо инфляционным токеном. Ценность монеты определяется потребностью в:

  • ежедневных внутриигровых покупках еды и других ресурсов;
  • систематическом развитии аккаунта, без которого доходы будут неизбежно падать. Речь идет о покупке чертежей и участков;
  • обслуживании некоторых зданий.

Большая часть выпущенных токенов должна обслуживать постоянно растущую экономику игры, но небольшая доля монет сжигается – это 80% комиссий, которые собирают разработчики за вывод токенов и торговые операции.

Эмиссия Glitter ограничена 1 млн монет с постепенным высвобождением в течение шести лет. Его можно будет заработать в игре, использовать для стейкинга, получения возможности минтить свои NFT и участвовать в управлении проектом. Глобально Glitter должен стать валютой метавселенной с другими сервисами и играми, завязанными на теме освоения Марса.

Токеномика проекта

Если сейчас зайти в Discord игры и почитать переписку пользователей, быстро станет ясно, что без нарушения правил путем использования мультиаккаунтов и ботоферм заработать сейчас в Million on Mars практически невозможно. Многие игроки жалуются, что за несколько месяцев игры не смогли накопить на вывод сколько-нибудь существенную сумму. То есть игровой процесс «съедает» огромную долю дохода. Ситуацию усугубляет цена Dusk – $0,01 в эквиваленте.

Можно ли ожидать изменения ситуации в обозримом будущем? Вряд ли. Разработчики нацелены на формирование устойчивой игровой экономики с постепенным наращиванием ценности всей массы внутриигрового имущества, повышением расценок на ресурсы, а заодно и с соразмерным увеличением количества Dusk в обращении. То есть токен должен оставаться стабильным и относительно дешевым, чтобы не провоцировать надувание пузырей с последующими дампами и впадением игровой экономики в состоянии лихорадки.

Любители поймать быстрые деньги на хайпе сразу махнут рукой на это гиблое дело. И это одна из целей разработчиков. Подобные субъекты угрожают стабильному и долгосрочному существованию GameFi-проектов, лишая их возможности приобрести реальную ценность в качестве интересной и популярной игры, а не только способа облапошить «большего дурака».

Действительно, серьезных заработков в Dusk ожидать в обозримом будущем не стоит, потому что в качестве монеты роста в токеномике проекта предусмотрен Glitter. Именно он может стать тем приятным дополнением, которое сделает игру достаточно доходной для особо активных игроков, которые вошли Million on Mars рано или инвестировали значительную сумму.

У игры есть неплохие шансы прожить долго по нескольким причинам:

  1. команда с опытными геймдизайнерами;
  2. действительно интересная залипательная игра;
  3. системная работа над геймплеем и интересные планы по дальнейшему развитию, которые могут повысить вовлеченность игроков и привлечь новых пользователей;
  4. отсутствие пампов и дампов, а вместо них поддержание стабильной экономики игры. Хорошо это потому, что разработчики избегают ситуаций, провоцирующих массовой отток игроков;
  5. низкий порог входа, дающий возможность зайти в нее и полноценно играть не только охотникам за легкими деньгами, но и тем, кому интересна сама игра.

Есть и минусы. Например, разработчикам стоило бы уделить больше внимания регулярным и хорошо проработанным ивентам, поддерживающим интерес игроков. Хотя нельзя сказать, что в этом направлении ничего не делают. В частности, можно упомянуть совместный ивент с Sunflower Land.

Другая недоработка – относительно слабый маркетинг проекта и отсутствие продвижения среди геймеров, а не только охотников за проектами Play-to-Earn. Хотя вовлечение увлеченных игроков дало бы проекту большой потенциал.

Долгожительство игры дает шанс на заработок для крупных и умелых лендлордов. Доход им принесет и Glitter, и Dusk. В последнем случае – за счет синергического эффекта, а не роста стоимости токена или доходности отдельных игровых активностей. Дополнительную привлекательность Million on Mars дает почти полное отсутствие риска из-за около нулевых стартовых вложений.

Есть только один недостаток – заработать, тратя на игру 10 минут в день, не получится. Играть придется серьезно и увлеченно. Без этого дохода не будет. С точки зрения длительного развития игры это отлично и явно соответствует видению разработчиков.

Буду играть!

Top