Новые

Дата добавления

08.09

27.07

20.06

Популярные

Аудитория

335k

211k

107k

Инвестиции

Инвестиции

$8,7 М

$5,0 М

$4,7 М

Move2Earn игры

НазваниеСтатусЖанрБлокчейнПлатформаКурс токена
SweatcoinАктивныеMove2Earn SWEAT: $
DEFYАктивныеMove2Earn DEFY: $
WalkenАктивныеMove2Earn WLKN: $
GenopetsВ разработкеMove2Earn RPGGENE: $
Step AppAlpha/BetaMove2Earn FITFI: $
StepnАктивныеMove2Earn GMT: $

GST: $

Слух о блокчейн-приложениях, в которых раздают деньги за шаги, в 2022-м добрался даже до тех, кто о криптовалютах все эти годы упорно не слышал, несмотря на шумиху вокруг биткойна. Как реагировать на это явление? Мошенничество, пирамида или внезапно реальный способ заработать, который скептики рискую упустить так же, как еще недавно упустили биткоин?

Особенности концепции M2E

Move-to-Earn при буквальном переводе означает «Двигайся, чтобы зарабатывать». На практике это означает учет шагов или иной физической активности, обычно связанной с передвижением, в мобильном приложении и вознаграждение этой активности игровой валютой – токенами на блокчейне. Последнюю можно выводить и продавать на криптобирже.

Большинство реальных приложений используют эту идею как скелет, а мясом выступают игровые механики с применением NFT-предметов. Последние призваны сделать процесс пользования приложением и заработка игровой более увлекательным, но еще важнее другая цель – обеспечить игровую валюту полезностью. За счет элементов геймификации разработчики стимулируют тратить как можно больше токенов в игре, а не выводить и продавать их.

Так, почти все M2E-проекты включают следующие составляющие:

  • учет физической активности с использованием педометра в смартфоне и носимых устройств;
  • вознаграждение за упражнения и другие полезные игровые действия токенами с возможностью их вывода и продажи;
  • геймификация процесса, призванная вовлекать и удерживать пользователей, а также создавать полезность вокруг игровых валют и предметов, оформленных в виде NFT;
  • самодостаточная игровая экономика, которая включает набор механизмов, призванных поддерживать и наращивать ценность игровых валют и предметов.

На деле возможны отклонения от перечисленных характеристик. Например, игра DEFY хоть и относится к категории M2E учет физической активности не ведет. В любом случае почти все проекты рассматриваемой категории декларируют свой главной целью стимулирование людей больше двигаться и, следовательно, вести более здоровый образ жизни.

Реально ли зарабатывать на M2E проектах

В небезызвестном Stepn даже в период, когда экономика приложения начала показывать тревожные симптомы, можно было заработать $1,5 тыс. и больше за месяц на одном только минте NFT. Как?

Посчитаем:

  1. Допустим, вы покупали пару кроссовок на BSC на общую сумму в районе $1 тыс.
  2. На прокачку и оплату минта одной кроссовки уходило еще порядка $250. За месяц можно было успеть провести 10 циклов минта с суммарными затратами ~$2500.
  3. Доход от продажи одной кроссовки категории «б/у» достигал $480-$500. Значит, за 10 таких NFT можно было выручить около $5 тыс.
  4. Тогда чистая прибыль за месяц: 5000 – 1000 – 2500 = 1500.

По итогу месяца мы полностью покрываем вложения, и у нас на руках остаются $1,5 плюс еще пара кроссовок, на которых можно было продолжать зарабатывать дальше.

Откуда взялись такие доходы, и почему они закончились?

Большинство существующих проектов M2E имеют признаки инвестиционного инструмента. То есть почти все предлагают пользователю сначала купить дорогой NFT (невзаимозаменяемый токен), и только потом получить доступ к игре и заработку. Игровая составляющая и благая цель – забота о нашем здоровье – отходят на второй план.

В такой ситуации основную массу пользователей приложения составляют люди, которые пришли в него, чтобы отбить стартовые расходы на NFT, а затем и заработать как можно больше. Они будут искать стратегии максимального заработка за счет самой игры и других пользователей, выводить токены, как только, так сразу, извлекать из игры всю доступную ценность, не отдавая игре почти ничего взамен.

Такая схема работает ровно до тех пор, пока растет количество пользователей приложения. Они становятся главными покупателями NFT и обеспечивают некоторую поддержку игровой валюте. Как только приток новичков иссякает или становится слишком слабым, чтобы компенсировать хищнические аппетиты тех, кто уже на борту, экономика приложения начинает падать. Как пирамида. Срабатывает теория большего дурака, и скептики получают повод поглумиться над теми, кто оказался в числе этих самых дураков.

Однако это еще не конец. Наступает критический момент. Скам рухнет моментально – разработчики не будут его спасать и искать пути сбалансировать пошатнувшуюся экономику игры, восстановить доверие пользователей. Это лишние расходы на разработку, и неясно, зачем их нести, если приложению конец.

У добросовестной команды, в свою очередь, есть инструменты для выхода из кризиса. Это могут быть жесткие коррективы игровой экономики, которые стабилизируют ее, хотя и поубавят аппетиты жадных игроков. Команда может развивать игровые механики для повышения вовлеченности пользователей и ценности игровых активов, а также организовать коллаборации с крупными брендами. Иными словами, у них есть шансы добавить в приложение столько ценности, что люди будут пользоваться им не только для заработка, но также для удовольствия и иной пользы, помимо финансовой.

Исходя из сказанного выше нетрудно понять, что приложения-первопроходцы в сегменте M2E проходят, как минимум, две стадии: бурный рост, который сменяется удержанием аудитории и возвратом к ее постепенному наращиванию. Зарабатывать можно на обоих этапах. Вопрос в том, как и сколько.

Когда можно заработать быстро и много

На стадии стремительного роста заработок действительно происходит по принципу пирамиды, потому выигрывают те, кто заходит в игру одним из первых, быстро уходит в безубыток и потом выжимает из игровых активов максимум, уже не опасаясь их обесценивания. На этой стадии наблюдаются минимальный срок окупаемости, большие доходы и головокружение от успехов.

Наибольшие заработки тут дают спекуляции с NFT – покупка минтпасса и минтинг подешевле с последующей перепродажей подороже. Если приложение позволяет создавать свои NFT, то и они активно пойдут в ход на первых порах, пока новые юзеры косяком валят в игру. Добыча и продажа внутриигровых токенов тоже приносит доход, но он, скорее всего, окажется гораздо меньше заработка на NFT.

Этот начальный этап с быстрыми и легкими деньгами заканчивается стремительно и для многих болезненно. В проигрыше остаются либо опоздавшие игроки, которые под действием FOMO запрыгивают в последний вагон, либо слишком жадные и неосмотрительные пользователи, которые вместо грамотного манименеджмента со своевременным выходом в безубыток и умеренным реинвестированием продолжают вливать в игру деньги в надежде на все больший возврат. Хотя у них был шанс уйти в хорошем плюсе.

Переход к умеренным доходам и статусу лендлорда

На втором этапе, если проект не оказался скамом, а разработчики справились с турбулентностью, заработки могут сильно просесть и требовать все больше временных затрат и усилий. Ежемесячная доходность падает, сроки окупаемости растут, но есть и приятная сторона: экономика приложения становится более стабильной, а также могут появиться возможности пассивного заработка на сдаче NFT в аренду и стейкинге.

Те, кто зашел в игру на старте, а также рискнул сохранить игровые активы в период, когда проект лихорадило, и тут получат крупное преимущество: у них уже будут и NFT, и, скорее всего, токены для стейкинга. Им проще и дешевле перейти в статус «лендлорда» — владельца нескольких NFT, которые можно сдавать в аренду другим игрокам и получать с них доход.

Как отмечалось выше, переход к этой стадии не гарантирован всем M2E-проектам, но, если это все-таки удастся приложение может просуществовать не один год, и все это время в максимальном выигрыше будут те, кто зашел в игру рано.

Как выбирать качественные M2E. Критерии отбора проектов

Многие проекты этой категории предусматривают сразу или в будущем возможность входа в игру без вложений, в том числе за счет аренды. Если вы настроены на минимальные затраты и риски, очевидно, именно этот критерий должен стать главным при выборе. Ничто не мешает включить сразу несколько приложений, с вознаграждениями токенами за физическую активность.

В этом случае можно не обращать внимание на прочие параметры и выжимать из бесплатных предложений максимум. Доход тут будет скромный, но без риска и с возможностью накопить небольшую сумму для реинвестирования.

Высокорисковая стратегия

Если вы нацелены на ранний вход в игру с тем, чтобы заработать на спекуляциях и хайпе вокруг приложения, смотрите на те критерии, которые привлекают массового инвестора, формируют доверие, а также показывают успешную работу команды по части маркетинга, рекламы и создания лояльного комьюнити:

  • обширная рекламная кампания с привлечением инфлюенсеров, в том числе несвязанных с темами криптовалют и NFT. Возможны коллаборации с известными брендами;
  • качественное ведение соцсетей с успешным вовлечением аудитории в создание пользовательского контента, знакомство с лором игры, голосования, викторины и прочие активности;
  • проработанные Whitepaper (Lightpaper) и дорожная карта, следование намеченным этапам и срокам. Чем подробнее описание геймплея, токеномики, оригинальных игровых механик, тем лучше;
  • присутствие среди инвесторов крупных игроков с известными именами. Особенно интересны компании, имеющие серьезные маркетинговые и экосистемные ресурсы в блокчейн-середе. Вроде Binance. Хорошие инвесторы говорят толпе о том, что проект прошел профессиональную проверку и может получить серьезную поддержку от партнеров, что обеспечивает ему дополнительный запас прочности;
  • сведения о команде. Чем более внушительный бэкграунд отражен в названиях крупных компаний в резюме сооснователей или разработчиков, тем большее впечатление он произведет на потенциальных инвесторов. Нелишне проверить эти сведения хотя бы по соцсетям.

Стратегия с умеренными рисками

Допустим, мы решили зайти в проект, когда хайп и следующий за ним кризис уже прошли, приложение выстояло и сохранило лояльную аудитории. Тогда можно присмотреться к другим критериям:

  • размеры и степень активности аудитории в соцсетях проекта;
  • количество и стоимость транзакций с NFT рассматриваемой игры;
  • объемы торгов и динамика игровых токенов;
  • наличие возможностей для пассивного заработка на стейкинге и ренте;
  • развитие игровых механик по дорожной карте. Важно, чтобы команда занималась не только финансовой составляющей проекта, но также работала над функционалом приложения, обеспечением его ценности как игры, а не только как источника легких денег;
  • наличие регулярных ивентов и небольших обновлений, необходимых для поддержания высокой вовлеченности пользователей;
  • коллаборации с брендами, поиск путей монетизации аудитории, что могло бы обеспечить реальную ценность игровым токенам.

Разумеется, одними из ключевых критериев отбора будут цена входа в игру и срок окупаемости. Узнать время возврата затрат будет легко – игроки охотно поделятся этой информацией в Telegram или Discord.

Заключение: есть ли будущее у M2E проектов?

Любой M2E-проект – это вариация на тему фитнес-приложения, призванного помочь вести учет физической активности и мягко стимулировать пользователя больше двигаться за счет геймификации. Такие проекты пользуются большой популярностью, имеют реальную ценность для юзера, которую можно транслировать на игровые токены.

Спрос и стоимость внутриигровой валюты могут держаться на следующих основаниях:

  • интересный функционал, за который пользователи готовы платить, как они и без того делают в обычных приложениях;
  • аккумулирование и монетизация аудитории через рекламу и коллаборации;
  • продажа товаров, как своих, так и партнерских;
  • создание решений для корпоративных клиентов под заказ или для корпоративной подписки;
  • продажа пользовательской информации.

В конечном итоге можно создать такое фитнес-приложение, где пользователи своим массовым и активным присутствием обеспечивают ценность, за которую готовы платить рекламодатели, работодатели, компании, заинтересованные в сборе данных. Разработчик использует токены, чтобы делиться частью дохода с пользователями, обеспечивая дополнительный стимул для ежедневного входа в игру. Есть ли у M2E-проекта, который справился с такой задачей будущее? Кажется, ответ очевиден.

Top